Подготовка лыж в сборной России: интервью с сервисменом сборной

Как работает сервис сборной России по лыжным гонкам: Виктор Головин

Виктор Головин – член сервисной бригады сборной России по лыжным гонкам, мастер спорта. Работает в сборной с 2007 года.

Интервью с Виктором Головиным от Максима Тартынского

как готовят лыжи в сборной россии
Сервисмены сборной России Евгений Уфтиков, Виктор Головин, Виктор Чуркин. Фото: flgr.ru

Сколько человек в сервисной команде сборной?

На этапах кубка мира у сборной России от 14 сервисменов. За каждым сервисером обычно закреплено по 2 лыжника, но есть и общая работа.

Из чего состоит работа сервисной команды?

Сначала смотрим прогноз погоды из нескольких источников, состояние снега и начинаем заранее делать тесты разных вариантов. Сначала откатываем лыжи, потом уже со смазкой. Обычно тестируем вариантов 10. Используем специальные машины вакстестеры и сами откатываем на лыжах. Внутри сервисной бригады конкуренции нет, несмотря на «закрепление». В итоге, выбираем лучший вариант смазки, на нем бежит вся команда.

Кто решает, на какой паре лыжник побежит гонку?

Сначала лыжи отбирают сервисмены, потом даем несколько лучших вариантов спортсмену – он принимает окончательное решение. Некоторые лыжники нам полностью доверяют и бегут на том, что мы дадим. Некоторые любят выбрать из нескольких пар.

Сколько пар лыж у члена сборной России?

Профессионалу на Кубке Мира необходимо минимум 30 пар лыж – это вся обойма конька и классики. Лыжи выдают спонсоры, но далеко не всем и не всегда в нужном количестве. Представители брендов постоянно работают со спортсменами, но у всех разный подход. Саломон, Атомик и Росси, например, отбирают лыжи заранее и приносят уже отобранные. Фишер работает иначе – дают пул, из которого можно выбрать подходящие.

В сборной все бегают на «цеховых» лыжах? Как относишься к «Реннски»?

Реннски уже не выкинуть из представления лыжников в нашей стране. Последние тесты показывают: обычные едут не хуже реннов, а бывает и лучше. Недавно откатывали 40 пар лыж, из них выбрали 10, среди которых 5-6 пар обычных. То есть нет никакой зависимости “реннски = хорошо едут”. Реннски часто встречаются в сборной, потому что мы много их получаем от представителей бренда. Возили бы они обычные, мы бы выбрали из обычных. Например, Устюгов часто бегает на обычных лыжах. Есть несколько пар, на которых он на подиум заезжал.

Сколько спонсоры дают лыж на спортсмена?

Фишер дает примерно 10-12 пар лыж в сезон на спортсмена. Иногда этот пул добиваем лыжами с другими характеристиками, если чего-то не хватает.

Какие шлифты используются в сборной?

Раньше много шлифтов наносили в Италии. Возили десятки пар, теперь туда почти никто не ездит. Не знаю почему, может, они перестали работать. Сейчас используем, в основном, базовые шлифты брендов, наши собственные командные и структуры Рамзау.

Еще не так давно спортсмены и сервисмены боялись перешлифовывать свои лучшие пары, потому что они могу перестать работать. Теперь мы часто лыжи перешлифовываем, даже на Кубке Мира. Большунов в Зеефельде бежал последнюю гонку на нашем командном шлифте.

Топ-6 шлифтов по мнению Виктора Головина:

  • S12-16
  • A6 blue (шлифт Rossignol, делается в Швейцарии)
  • S13-15
  • R10-3 (шлифт Serviccer)
  • P11-2
  • SC81 (шлифт Serviccer)

Какой у тебя опыт работы в сервисе сборной?

С 22 лет в сервисе сборной. Первая поездка на чемпионат мира была в Саппоро 2007, потом Либерец 2009, Осло 2011, Валь ди Фьемме 2013, Фалун 2015, Лахти 2017, Зеефельд 2019. Олимпийские игры Сочи 2014 и Пхенчхан 2018. В итоге, 7 чемпионатов мира и 2 Олимпиады. Опыт большой, конечно, но были и «залеты», когда со смазкой серьезно промахивались.

Спортсмены часто ругаются на сервис?

Спортсмены иногда ругаются на сервис, но это крайне редко. Обычно относятся с пониманием. Все спортсмены пробуют лыжи перед гонкой и говорят, все ли устраивает. Если возникают какие-то претензии, пробуем разобраться, в чем была причина.

Перед Сочи 2014 смазки и шлифты тестировались почти 2 года. Приезжали и другие сборные, но их на стадион не пускали. В итоге все равно тестировали в одной погоде, а к Олимпиаде погода была совершенно другая. Мы нашли хорошие варианты, но не столько, сколько хотелось бы. Смазку из Сочи разглашать не могу, но бежали и на наших, и на импортных вариантах.

Какие лыжи самые лучшие?

Фишер и Саломон. Я с ними работал, мне они нравятся. А вообще, от любого крупного производителя можно собрать пачку боевых лыж и выигрывать. Например OneWay – обладатели золотой медали на Олимпиаде в Сочи 2014 в командном спринте. У лыжных брендов есть определенные финансовые обязательства перед сборной, поэтому небогатые бренды не могут себе такое позволить.

Используете лыжи с белой и желтой скользящей поверхностью?

Они есть у каждого спортсмена. Работают на воде и фирне (крупная холодная крошка). Бегают на них нечасто. По моему опыту, у Саломона и Росси прозрачная поверхность работает чаще Фишера. Rossi работет и в глянец, и в дождь, очень часто.

Мажете боковую поверхность Fischer 3D?

Боковую поверхность, если честно, мы не мажем.

Используете жидкие парафины?

Жидкие парафины используем, но реже, чем твердые. Тестируем много брендов, на ЧМ делали отдельные тесты по жидким. В Зефельде тестировали много жидких парафинов и бежали 1 гонку. Я не согласен, что это будущее лыжных гонок, пока они чаще уступают, чем выигрывают. У нас в распоряжении есть:

  • Swix
  • Toko
  • Vauhti
  • Rex
  • Start
  • Star
  • Rode

Топ-5 брендов смазок скольжения по мнению Виктора Головина

  • Swix
  • Maplus
  • Rex
  • Toko
  • На 5 место можно много брендов поставить. Пусть будет Start. У наших есть хорошие смазки, но с маркетингом плохо.

Есть новые смазки от бренда SRB, известного по лыжероллерам: делают накатки, порошки, эмульсии. HWK используем. У сервисера должно быть все, и у каждого бренда есть какие-то стабильные рабочие варианты на разные условия. Что-то используется редко, что-то чаще, но должен быть выбор.

Сколько стоит шлифтмашина и как разрабатываются шлифты?

Шлифтмашина стоит около 4000 евро. Камня хватает примерно на год, а алмаз меняем чаще. Новые шлифты разрабатываются почти спонтанно. Взять какую-нибудь старую структуру, пробовать ее менять и тестировать, добавлять что-то от других структур, мешать их. На структуру влияет скорость вращения камня, скорость подачи лыжи, тип алмаза, камня. Возможности машины могут выдать столько разных типов шлифтов, что всех лыж России не хватит для нанесения всех вариантов.

Какие есть шлифты в коллекции вашего сервиса Serviccer?

  • r10
  • r10-3
  • v7-3
  • sr21
  • sr23
  • sr15
  • sr12-3
  • sr12-2
  • w1
  • r10 plus

Посоветуй 3 своих шлифта, чтобы покрыть большинство погодных условий

r10-3, sr21, sr12-3

Шлифты или накатки?

Делаем и шлифты, и накатки. Накатки помогают немного корректировать структуры и хорошо работают на отведение воды, но все только через тесты. Мы используем накатки Swix, SRB, Speedy, Holmenkolen.

Ручные щетки или роторные?

Используем и ручные, и роторные.

Видео полного интервью с Витором Головиным от Максима Тартынского

 

Интервью с Виктором Головиным от проекта «На лыжи»

Как распределена работа сервисеров в сборной?

На скольжение могут сделать все, а мазью держания всегда занимается тот, кто закреплен за спортсменом. Есть разные группы, которые занимаются структурами, мазями держания, порошками, откатчики. Если тренер просит, стоим на дистанции, помогаем вести гонку и подбадривать спортсменов.

О сервисе обычно вспоминают, когда лыжи не едут. Как к этому относитесь?

Не ошибается тот, кто не работает. Залеты бывают, но если это наша ошибка, мы ее признаем и извиняемся перед спортсменом. Выбор лыж на гонку всегда за спортсменом, кроме спринтов. Тогда мы сами выбираем лыжи, чтобы не отвлекать между стартами и дать настроиться на гонку.

Как ты пришел в сервис?

Я пришел в сервис, как многие другие – мне предложили, я согласился. Никакого обучения я не проходил. Чтобы хорошо готовить лыжи, нужен опыт и знания материала, но специальных курсов по этому делу не существует. Все учимся на практике.

Говорят, западные компании не дадут свои лучшие разработки другим странам. Это правда?

Это миф, потому что все хотят зарабатывать деньги. Нет никакого смысла давать плохие продукты другим командам – они просто перестанут ими пользоваться.

Используете смазки российских брендов?

Нам это нельзя разглашать, но используем «9 элемент» и других российских производителей.

Насколько отличается подготовка лыж сборной и чемпионата России?

Это другой уровень совершенно. Дело, скорее, не в специалистах, а в финансовых возможностях регионов. Многие не могут себе позволить такие материалы, которые есть в сборной.


Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению.

Подписывайтесь на нас в Telegram, ЯндексДзен и Вконтакте